Детский сад «Пушинка» п. Армань

Консультация для родителей "Здоровье ребенка и готовность к школе". Подготовлена воспитателем старшей разновозрастной группы Кириченко М.В.

Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности ребенка к обучению имеют:

1) возраст биологического развития;

2) состояние нервно-психического здоровья;

3) острая заболеваемость;

4) хроническая заболеваемость.

Биологический возраст отражает общую морфологическую зрелость ребенка и связан с состоянием отдельных органов и систем, с характером умственной работоспособности. Биологический возраст оценивается по морфологическим показателям: длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта развития: биологический возраст ребенка соответствует, опережает или отстает от паспортного возраста.

Группу риска по готовности к обучению в школе обычно составляют дети, биологический возраст которых меньше паспортного. Они имеют сниженный уровень работоспособности, хуже успевают, отличаются повышенной ранимостью. Поэтому каждый ребенок с замедленным биологическим созреванием должен быть проконсультирован невропатологом или психиатром, стоматологом, желательно эндокринологом.

Состояние нервно-психического здоровья ребенка оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени выраженности неврологических дисфункций, уровню психического и психомоторного развития. Информативным критерием определения психомоторной зрелости ребенка служит тест Керна — Ирасека и другие тесты. По совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев определяется степень готовности ребенка к обучению.

Острая заболеваемость оценивается по числу заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребенка следует отнести к одной из следующих групп:  1)не болел, 2)болел эпизодически (1—3 заболевания), 3)болел часто (4 и более заболеваний).

Хроническая заболеваемость. При наличии у ребенка хронического или длительно протекающего заболевания в карте медико-педагогической готовности указывается полный диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации болезни. Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии субкомпенсации, быстро утомляющиеся на занятиях, часто болеют простудными и респираторно-вирусными заболеваниями, что снижает возможность их успешного обучения.

Готов к обучению ребенок, у которого биологический возраст соответствует или опережает паспортный, отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания, отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье. Ребенок успешно осваивает программу детского сада. Уровень умственного развития соответствует возрасту.

Условно готов к обучению ребенок, биологический возраст которого отстает от паспортного либо имеющий хроническое (длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии, сниженная (но не более 4 заболеваний в год) резистентность организма. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные дисфункции в стадии компенсации или выраженная задержка психического развития. Группа здоровья по комплексной оценке II или III. Удовлетворительно усваивает программу детского сада, имеет сниженные показатели интеллектуальных функций.

Не готов к обучению ребенок, состояние здоровья которого оценивается по IV группе или имеющий высокую заболеваемость (5 и более заболеваний в год), задержку психического психомоторного развития и неудовлетворительные педагогические характеристики по освоению программы детского сада, развитию мышления, внимания и других функций.

 
22 апреля 2013 в 13:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.