Уважаемые родители!
Каждый из вас хочет помочь своему ребенку подготовиться к школе, научить его тому, что позволит успешно учиться. Для многих первоклассников обучение письму — самая большая проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма. Опыт показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено выполнение сложнокоординированных движений руки, не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты зрительная память и зрительно-моторная координация. Можно ли избегнуть этих проблем? Можно ли еще до школы подготовить ребенка к письму, сделать процесс первоначального обучения письму более спокойным и успешным? Безусловно, да, но... это требует проведения целенаправленной и систематической работы по подготовке к письму (начинать ее нужно хотя бы за год до школы).
Ключевые моменты такой работы можно обозначить так:
—необходимо научить ребенка
1) правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без этого умения все дальнейшие попытки могут быть безуспешными;
2) правильно выполнять основные линии и графические элементы: прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы, овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а линии четкими, ровными;
3) различать, разделять и сличать различные сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры;
4) проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр (т. е. выделять в целом отдельные части) и складывать из частей целое;
5) копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов. Эти элементы подготовки определяют развитие умений, небходимых для формирования первоначального навыка письма (его технической стороны):
• умение правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;
• умение рисовать ровные прямые и наклонные линии;
• умение правильно рисовать овалы и круги;
• умение различать линии, фигуры, буквы и находить их среди других;
• умение правильно писать печатные буквы.
Внимание!
При выполнении любых графических заданий учите ребенка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть и только затем делать следующее движение). Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи неровные, неуверенные (дрожание линии), если ребенок напряженно держит ручку, очень нервничает — выполнять сложные графические движения еще рано. Не настаивайте, не подчеркивайте неловкость, неумение ребенка и, прежде всего, постарайтесь выяснить причины этих трудностей.
Следующие десять заданий позволят вам понять причины возникающих трудностей.
• 1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п., а потом нанизать их на леску или шнурок. Отметьте, как ребенок выполняет это задание:
• уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+);
• очень медленно, неловко (-).
2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его.
• Получается, карандаш не падает (+).
• Не получается (-).
3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг.
• Получается — линии ровные, четкие, без разрывов, фигуры с ровными линиями, четкими углами, овалы и круги правильной формы (+).
• Не получается (-).
4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность, правильность направления штрихов.
• Получилось (+).
• Не получилось (-).
5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, а затем три фигуры (с. 6). Закрыв фигуру, попросите ее нарисовать. Можете использовать любые задания (с. 8).
• Получается (+).
• Не получается (-).
6. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок (с. 13).
• Получается (+).
• Не получается (-).
7. Попросите ребенка скопировать рисунки (с. 21)
• Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений штрихов, сочетания частей, линии ровные, уверенные (+).
• Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии разорванные, неровные, дрожащие (-).
8. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или сочетания фигур в заданиях на с. 21.
• Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более чем за 6 секунд (+). • Более 6 секунд ищет «такую же» фигуру (-).
• Не выделяет (неправильно показывает) «такую же» фигуру (-).
9. Попросите ребенка сложить простые фигуры из деталей по образцу (с. 9).
• Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+).
• Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-).
10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер, толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога пере- крыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...» Получится схема движения.
• Получается (+).
• Не получается (-).
Эти задания предлагаются не столько для оценки, сколько для того, чтобы «минусы» при выполнении определенных заданий подсказали вам, над чем нужно работать. «Минусовое» выполнение заданий 1—4 — показатель трудностей, связанных преимущественно с несформированностью координации движений и зрительно-моторных координаций. При трудностях в выполнении заданий 1—2 обратите внимание на положение ручки, дополнительно выполняйте упражнения с мелкими предметами. При трудностях в выполнении заданий 5—6 необходима дополнительная тренировка зрительной памяти. При трудностях в выполнении заданий 7—10 необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных и зрительно-моторных координаций. |