Детский сад «Пушинка» п. Армань

Подвижные игры и упражнения как средство профилактики заболеваний опорно – двигательного аппарата на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Сообщение для региональной научно-практической конференции 

Фадеева Вера Васильевна,

руководитель физвоспитания

МКДОУ «Детский сад «Пушинка»

п. Армань


Здоровье-великая ценность. Вырастить ребенка здоровым, крепким, сильным, умным – это одна из главных задач педагогов и родителей.

По мнению педиатров одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и свода стопы.

Миллионы людей во всем мире страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, остеохондрозом, сколиозом, грыжей позвоночника, болью в спине. Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал боль в спине. Основная причина этих болей - дегенеративно - дистрофические изменения позвоночника и прилежащих тканях. К дегенеративно-дистрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата относятся: 

· остеохондроз и его осложнения (протрузии и грыжи дисков позвоночника), спондилез и спондилоартроз (артроз мелких суставов позвоночника);

· артрозы (деструкция, тугоподвижность), артриты (воспаления крупных и мелких суставов);

· нарушения осанки (сколиозы, различной степени выраженности, кифозы, кифосколиозы).

· Нарушение стоп.

Нарушения осанки встречаются уже у детей младшего дошкольного возраста, а к 6-7 годам их количество значительно увеличивается. В дошкольном возрасте нарушения осанки, деформация стопы, как правило, имеют функциональный характер и вызваны в основном слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.
Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества.  Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным занятиям физкультуры занятия корригирующей гимнастикой. В нашем поселке отсутствует не только врач-ортопед и специалист по лечебной физкультуре, но и квалифицированный врач-педиатр. Кроме того большинство родителей не уделяют внимания формированию осанки ребенка-дошкольника, в то время как дети с уплощением стопы, плоскостопием и начальными признаками нарушений осанки поступают в сад ежегодно. Все это послужило основными причинами вынуждавшими нас обратить особенно пристально внимание именно проблеме профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.  
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.

Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.

Детей с диагнозом плоскостопие становится больше год от года.  Даже получив рекомендации сотрудников МКДОУ или поселкового фельдшера родители не торопятся посетить специалистов в районной и областной больнице, считая что возможные последствия не опасны для жизни детей. Поэтому нами разработан проект , направленный на профилактику (в первую очередь) и коррекцию (при наличии рекомендаций специалистов) нарушений осанки, заболеваний опорно-двигательного аппарата  и плоскостопия на занятиях по физической культуре в детском саду через использование специально подобранных игр и упражнений.

Основными принципами, на которых строится наша деятельность являются:

- Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий текущее состояние организма ребенка и динамику его развития, рекомендации медицинских работников

- Системность и последовательность. Работа осуществляется в тесном взаимодействии всех сотрудников МКДОУ, игры и упражнения, разученные на физкультурных занятиях, переносятся в режимные моменты, организуемые воспитателями групп при тщательном соблюдении рекомендаций

- Регулярность и цикличность

- Мониторинг состояния детей, недопустимость состояния переутомления и чрезмерных нагрузок

-Учет возрастных особенностей детей.

 В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. После разучивания и отработки в рамках регламентированной образовательной деятельности игры переходят в самостоятельную деятельность детей. Подборка правильных игр, упражнений и приемов работы способствует предупреждению возникновений заболеваний опорно-двигательного аппарата детей

Тщательное изучение литературы, анализ педагогического опыта других регионов, позволили создать обширную картотеку игр и упражнений. В рамках проекта проводится активное взаимодействие с родителями воспитанников через проведение коллективных и  индивидуальных консультаций, практикумов, открытых занятий, оформление памяток и листовок.

Работа в указанном направлении целенаправленно проводится уже третий год, мониторинг развития детей позволяет говорить о ее эффективности. Физическое воспитание является основным средством физического развития и укрепления здоровья детей. Целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и при правильной организации могут обеспечить восстановление и сохранение здоровья. В творческие планы коллектива МКДОУ входит разработка и внедрение опыта использования подвижных игр для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях сельского детского сада. Педагогами активно создается нетрадиционное оборудование, позволяющее повысить интерес дошкольников к проводимым играм и упражнениям и , как следствие, сделать работу более эффективной.

26 января 2013 в 13:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.