Детский сад «Пушинка» п. Армань
Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаКириченко Марина Владимировна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Пушинка» п. Армань В настоящее время статистика говорит о том, что Россия медленно выходит из состояния демографической катастрофы: рождаемость даже в депрессивных регионах начала набирать темпы, но при этом возросло количество детей с проблемами здоровья. В связи с этим каждый родившийся ребенок приобретает чрезвычайную ценность не только для его родителей, но и для будущего страны. Сегодня можно говорить о неблагоприятных тенденциях показателей здоровья подрастающего поколения. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2007-2011 годы, частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% дошкольного возраста имеются неврологические проявления; у 10-23% - аллергические реакции. К 6-летниму возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения. По мнению ученых, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной. С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, полезно обратиться к анализу действительности. Остановимся на итогах анкетирования, участниками которого стали родители воспитанников нашего учреждения. В ходе опроса родителей нас интересовало: 1. Как они оценивают здоровье ребенка? 2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей? 3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка? 4. Каков образовательный запрос родителей в данной области. Анализ ответов показал, что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Так, например, некоторые родители детей старшего дошкольного возраста оценивают здоровье своего ребенка как «хорошее», отмечают, что в прошедшем календарном году ребенок болел редко, но тут же указывают четыре и более случаев острых заболеваний, на основе чего фактически его можно отнести к группе часто болеющих. Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке», «недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др. Обращает на себя внимание, что 46% родителей указывают на изменение здоровья ребенка за время посещения детского сада (из них у 31% детей оно улучшилось, у 15% ухудшилось). Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого. Интересно то, что среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт (это отметили 66% опрошенных). Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили: · достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе; · здоровую гигиеническую среду; · рациональное питание; · соблюдение режима; · закаливание; · полноценный сон. Однако, анализ показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника. В ходе изучения нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У более половины опрошенных (52%) - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Нередко в этом случае мы сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Кроме того, достаточно большую часть семей можно отнести к группе риска в связи с отсутствием родителей и проживанием ребенка с опекуном, неполные семьи и т.д. Тем не менее, 61% респондентов указали, что уделяют внимание укреплению здоровья своего ребенка регулярно. В чем проявляется эта регулярность – еще один важный аспект изучения семьи педагогами. 24% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка, и здесь с целью определения дальнейших перспектив взаимодействия, важно уточнить конкретные образовательные потребности каждой семьи. В ходе опроса выявлялось то, чем ребенком предпочитает заниматься дома. Преимущественно родители отметили статичные виды детской деятельности: · занятия рисованием, лепкой, конструированием; · прослушивание рассказов и сказок; · просмотр детских телепередач; · компьютерные игры. Понимая зависимость здоровья ребенка от удовлетворения его основных потребностей (в движении, игре, общении), мы еще раз убеждаемся в необходимости психолого-педагогического просвещения родителей. Итак, здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах его формирования, укрепления и поддержания. Осведомленность родителей дошкольников, в свою очередь, во многом определяется профессионализмом педагогов, так как именно педагог, по мнению родителей, является основным источником получения информации в дошкольном образовательном учреждении (это отметили 62% опрошенных). Среди других источников выделены наглядно-текстовая информация для родителей (47%), медицинские работники (18%), родители других детей (13%). Вне детского сада основным источником необходимых знаний, по мнению 58% родителей, являются средства массовой информации. Это нацеливает нас на необходимость на пропаганды, разъяснения ценности многочисленных публикаций, теле- и радиопередач. Кроме того, необходимые знания родители получают от медицинских работников (41%), из личного опыта (33%), советов родных и знакомых (28%). Анализ анкет показал востребованность разнообразной информации родителями. Наибольший интерес вызвали следующие вопросы: физическая и психологическая готовность ребенка к школе (48%), профилактика нарушений осанки и плоскостопия (34%), профилактика простудных заболеваний (33%), закаливание ребенка (21%), двигательный режим (7%), организация рационального питания (5%), режим дня дошкольника (5%). Таким образом, проведенный опрос поставил перед нами проблему изучения образовательных потребностей родителей, организации психолого-педагогического просвещения на основе выявленных проблем и запросов Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т.е. процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни, в котором используются адекватные им технологии развития и воспитания. Хорошо известно, в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий. Среди форм работы с детьми по формированию здорового образа жизни воспитанников, проводимых в нашем саду можно отметить: · досуги и спортивные праздники (в том числе совместно с родителями); · специально организованные занятия познавательного цикла и физкультурные; · подвижные игры; · физкультминутки как средство предупреждения утомления; · дни здоровья и каникулы как форма снижения учебной нагрузки. В ходе опроса были выявлены следующие затруднения, которые испытывают педагоги в реализации задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников: низкая активность родителей, недостаток собственных знаний и умений, высокая наполняемость групп детьми, состояние материально-технической базы учреждений. Сегодня в нашем дошкольном учреждении идет поиск эффективных путей сотрудничества педагогов с семьей, создание новых педагогических технологий взаимодействия. На основании запросов родителей и с целью решения актуальных задач воспитания здорового ребенка организован семейный клуб, готовится программа школы молодых родителей. Организуются семинары, тренинги для родителей, направленные на формирование у них практических умений и навыков. Совместная досуговая деятельность стала традицией в работе детского сада и семьи. Проводятся спортивные праздники и развлечения, разрабатываются маршруты выходного дня. Широко используются традиционные формы педагогического просвещения родителей, прежде всего информационного характера: это наглядно-текстовые материалы в родительских уголках, консультации, беседы. Итак, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что перспективными задачами сегодня остаются: 1. Формирование у педагогов и родителей потребности в знаниях и практических умениях воспитания здорового ребенка. 2. Ориентация на приобщение к ценностям здорового образа жизни субъектов образовательной деятельности. Развитие взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи мы видим в следующих направлениях работы с родителями: 1. Изучение ценностных ориентаций и образовательных потребностей родителей; 2. Оказание дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов; 3. Качественное преобразование используемых форм работы с родителями: · развитие диалогических отношений «педагог – семья»; · поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых; · развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада: создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела (семейные праздники, досуги, совместные студии, кружки и т. д.) Проведенный анализ позволил определить основные направления для формирования долговременной программы педагогического просвещения родителей в целях формирования здорового образа жизни дошкольников. 27 января 2013 в 13:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.